Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 24.04.2024, 12:14 |
МКОУ "Коломыцевская СОШ" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Я - Гражданин России"«Утверждаю» Руководитель МКОУ «Коломыцевская СОШ», ___________________ Шумских Н.В. 2018 г.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
МКОУ «КОЛОМЫЦЕВСКАЯ СОШ»
Автор программы: Голутвина Елена Николаевна – зам. директора по ВР
2018- 2023 г. Пояснительная записка Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие « гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе, к своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне « гражданин – государство» и « человек – общество». Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Главное в программе « Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа включает в себя шесть направлений. I НАПРАВЛЕНИЕ « Я и Я» Формирование гражданского отношения к себе. Содержание деятельности. Цель: осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Задачи.
Предполагаемый результат. Воспитание гуманности учащихся; понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ « Я и Я».
II НАПРАВЛЕНИЕ « Я и СЕМЬЯ» Формирование гражданского отношения к своей семье. Содержание деятельности. Цель: подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам, в знании своих семейных традиций, умении любить и беречь своих близких. Задачи.
Предполагаемый результат. Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей: - настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; - настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; - настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово; - настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ « Я и СЕМЬЯ».
V НАПРАВЛЕНИЕ « Я и МОЕ ОТЕЧЕСТВО» Формирование гражданского отношения к Отечеству. Содержание деятельности. Цель: осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Задачи.
Предполагаемый результат. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ « Я и МОЕ ОТЕЧЕСТВО».
VI НАПРАВЛЕНИЕ « Я и ПЛАНЕТА». Формирование гражданского отношения к планете. Содержание деятельности. Цель: осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю Планету. Задачи.
Предполагаемый результат. Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и тем как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
III НАПРАВЛЕНИЕ « Я и КУЛЬТУРА» Формирование гражданского отношения к искусству. Содержание деятельности. Цель: осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора. Задачи.
Предполагаемый результат. Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ « Я и КУЛЬТУРА»
IV НАПРАВЛЕНИЕ « Я и ШКОЛА» Формирование гражданского отношения к школе. Содержание деятельности. Цель: осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина. Задачи.
Предполагаемый результат. Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Умение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения к друг другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ « Я и ШКОЛА».
Памятка №4 РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ (с учетом возрастных особенностей детей).
Начальное звено (1 – 4 класс)
«Я и Я» - развивать произвольность психических процессов учащихся ( внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения: «Что изменилось?», «Пишущая машинка», «Минутка», «Тренировка ритма внимания», «Пиктограмма», «Цепочка слов», «Исключи лишнее», «Назови одним словом».
«Я и СЕМЬЯ» - формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи через: а) беседы на классных часах об уходе за телом, о культуре питания, сна, об уходе за одеждой, о здоровье, о режиме; б) праздник «Друзья Мойдодыра»; в) беседы: «Что значит быть хорошим сыном, дочерью», «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»; г) конкурсы рисунков: «Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки»; д) конкурс стихотворений о семье.
«Я и КУЛЬТУРА» - познакомить учащихся с произведениями искусства, воспитывать в них чувство прекрасного, развивать их воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности через: а) беседы: «Что такое красота?», «Красота в природе и искусстве», «Как прекрасен этот мир», «В мастерской художника»; б) экскурсии на художественные выставки; в) посещение театров; г) кружки («Юный художник» и др.); д) творческие конкурсы: инсценированной сказки, поделки из бумаги, нарядов для кукол, рисунков на различные темы.
«Я и ШКОЛА» - познакомить детей с правилами школьной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому через: а) экскурсии по школе; б) изучение правил поведения в школе, в) беседы: «Зачем нужно учиться в школе», «История школьной формы», «Школа – твой второй дом, береги его»; г) конкурсы: историй о школьных принадлежностях, на лучшую сказку о школьных учебниках, на лучший рисунок «Моя школа», «Моя учительница»; д) праздники в классе.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» - познакомить учащихся с «малой» и «большой» родиной, ее историческим прошлым, многообразной флорой и фауной, культурой, национальными традициями; воспитывать в них бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества через: а) беседы: «Моя малая родина», «Мои земляки», «Красная книга нашего края», «Заповедные уголки России», «Россия – родина моя!»; б) экскурсии в музеи; г) игры: «Дом, в котором я живу», «Путешествие в свое прошлое»; д) конкурсы стихотворений, песен, рисунков о России.
«Я и ПЛАНЕТА» - дать учащимся представление о Земле как уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой; воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека через: а) беседы и наблюдения: «Природа мира», «Правила взаимоотношений человека и природы», «Растения и животные предсказывают погоду», «По страницам «Красной книги мира»; б) экскурсии: «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка – зима», «В гости к зеленой аптеке»; в) праздник «Покормите птиц зимой»; г) литературные вечера: «Осень», «Зима», «Весна»; д) экологические экспедиции: «Чистая река – чистая совесть», «Друзья и враги леса», «Родничок», «В зимнем парке»; е) викторины: «Цветы», «Домашние животные»; ж) выставки домашних животных, конкурсы рисунков, загадок, стихов, сочинений о природе; з) экологический КВН
РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ (с учетом возрастных особенностей детей).
Среднее звено ( 5 – 7 классы)
«Я и Я» - формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «Я» через беседы на классных часах: «Кто я? Какой я?», «Я и сотни других», «Чем я отличаюсь от других», «Хочу и надо»; - формировать положительную Я-концепцию через аутотренинги, тренинги общения («Я горжусь собой»), различные тесты («Я – реальное, я – идеальное», «Познай себя»); - формировать половое самосознание и здоровый образ жизни через: а) беседы на классных часах: «Спорт и здоровье», «Гигиена подростка», «Режим дня в жизни школьника», «Суд над алкоголем, наркотиками»; б) анкетирование, тестирование детей и их родителей.
«Я и СЕМЬЯ» - научить подростков навыкам общения в семье через: а) беседы: «Забота о родителях – дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я»; б) ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье; в) праздники: «Семейные традиции» и др.; г) конкурсы сочинений: «Я и мой старший брат», «Я в ответе за младших в семье»; д) выставки фотографий.
«Я и КУЛЬТУРА» - воспитывать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности через: а) беседы: «Пять минут с искусством», «Музыка вокруг нас» и т.п.; б) творческие конкурсы: талантов, ораторов, исполнителей народных песен и др..
«Я и ШКОЛА» - сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям через: а) уроки этикета; б) беседы: «Кого мы назовем добрым?», «Кого мы назовем честным?», «Мои права и обязанности в школе»; в) составление кодекса ученика; г) конкурс сочинений: «Каким я хочу видеть учителя?», «Моя школа в будущем»; д) организация классного самоуправления; е) конкурсы: на лучшее поздравление учителя, на лучший репортаж с урока, перемены, на лучшую праздничную газету.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» - дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме; познакомить детей с правами и обязанностями юного гражданина страны, воспитывать в них чувство национальной гордости через: а) беседы: «Твои гражданские права», «Человек и закон», «Этот великий могучий русский язык»; б) встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Афганистане, Чечне, со специалистами в области права; в) конкурсы сочинений, викторины.
«Я и ПЛАНЕТА» - дать ученикам представление о культуре разных стран мира, об интернационализме как нравственном качестве человека, о разных способах социального устройства жизни; воспитывать в них уважение к национальным традициям, культуре народов России и других стран мира через: а) беседы «Условия существования человека в обществе», «Основные ценности общественной жизни», «Разные люди планеты»; б) круглые столы, игры-путешествия; в) диспут «Диалог с веком».
РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ (с учетом возрастных особенностей детей). Старшее звено (8 – 11 классы) «Я и Я» - формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании: научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей; сравнивать себя с другими людьми ( взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность ( учеба, общение, труд) и внутреннее состояние. Это можно реализовать через: а) индивидуальные и коллективные беседы: «Будь наблюдательным по отношению к себе», «Я и мы», «Сам себе психолог», «Моя воля», «Мой характер», «Мои друзья», «Мои враги» и др. б) практикумы: «Правила счастливого человека», «Не впадайте в гнев!», «Не оставайтесь наедине со своими неприятностями», «Не предъявляйте другим чрезмерных требований: каждому свое» и др. в) диагностику интересов, склонностей, способностей учащихся с целью их профессионального самоопределения.
«Я и СЕМЬЯ» - научить подростков навыкам общения в семье через: а) беседы: «Забота о родителях – дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я»; б) ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье; в) праздники: «Семейные традиции» и др.; г) конкурсы сочинений: «Я и мой старший брат», «Я в ответе за младших в семье»; д) выставки фотографий. «Я и КУЛЬТУРА» - формировать эстетические вкусы через: а) диспуты: «Что такое красота в моде, жизни, искусстве», «Мои музыкальные пристрастия», «Что необходимо, чтобы стать художником, поэтом, музыкантом?»; б) творческие конкурсы: исполнителей авторской песни, актерского мастерства, юных фотолюбителей, модельеров, парикмахеров; в) гостиные (поэтическая, музыкальная, театральная)
«Я и ШКОЛА» - воспитывать у учащихся ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать им в создании новых традиций, формировать у них навыки помогать младшим школьникам через: а) организацию старшеклассниками традиционных праздников школьной жизни, шефской помощи младшим школьникам; б) фотовыставка «Родная школа в лицах»; в) проведение Дня учителя; г) конкурс на лучший дружеский шарж на директора школы, учителя литературы, математики, физики и др.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» - воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей деревни, страны через: а) беседы: «Защита Родины – долг каждого», «Каким я вижу свое Отечество в будущем», «Что я могу сделать для своего Отечества» (беседа о профессиях); б) клуб «Юный политик»; в) вечера «Чудо родной земли», «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет»; г) конкурс на лучшее письмо президенту.
«Я и ПЛАНЕТА» - дать учащимся представление о мире в его целостном восприятии, о гармонии и единстве мира, о роли личности в развитии общества, о государстве, об историческом опыте создания справедливого общества, о цивилизации, о назначении человека в жизни; воспитывать в них уважение к личности, бережное отношение к материальным ценностям как благу человека, жизненную позицию через: а) беседы «Я» в мире и мир в моем «я», « Образ человека и образ жизни» (человек как хозяин своей судьбы; способность человека выстраивать судьбу), «Мечта человека о справедливом обществе», «Память человека о заслугах героев», «Дань уважения безымянным героям», «Долг человека по отношению к обществу и долг общества по отношению к отдельному человеку», «Народ и государство»; б) встречи с интересными людьми, государственными служащими; в) галерея исторических личностей; г) конкурсы политиков: «Философский стол», «Свободный разговор». |
|
Copyright MyCorp © 2024 |